Поиск

Обзор штатива Manfrotto Befree GT XPRO Carbon

Штатив — одна из вещей, принципиально влияющих на качество снимков. Экономить на этом творческом инструменте нельзя. Так что я поделюсь опытом использования своего штатива Manfrotto Befree GT XPRO Carbon на примере поездки за Полярный Круг.





Зачем нужен штатив?


Для чего вообще нужен штатив фотографу? Для стабилизации камеры: чтобы не было смазов при съёмке фото и чтобы картинка не дрожала на видео. Штативы бывают разные, для разных задач. Но дальше я буду рассказывать с позиций фотографа-пейзажиста и путешественника. Для таких как я, выпускаются тревел-штативы. Максимально пригодные для применения в поездках: достаточно лёгкие и компактные, но способные выдержать вес камеры.


Туманное утро. Выдержка — 3с при минимальном ISO и диафрагме F14 (для получения достаточной глубины резкости).

При съёмке пейзажа, приходится работать на длинных выдержках. Полсекунды, секунда, минута — выдержки такого порядка используются каждый раз. Дело в том, что снимать приходится при слабом утреннем или вечернем освещении, в режимное время! Да и диафрагму приходится прикрывать, чтобы обеспечить достаточную глубину резкости. В таких условиях, либо мы удлиняем выдержку, либо сильно завышаем ISO и получаем шумные, некачественные снимки. На любой, даже самой современной камере, при высоких значениях светочувствительности (ISO800 и выше), цифрового шума слишком много. Насчёт хвалёной оптической стабилизации в камере тоже обольщаться не надо: она вас подстрахует на выдержках максимум до 1/2с. А дальше — гарантированный смаз... Второй аспект — выдержки часто удлиняются специально. К примеру, чтобы размыть движение воды, облаков, машин.


Выдержка 120с. На воде исчезла неприятная рябь, облака динамично размыты.

Размытие движения — эффективный творческий приём, который поможет сделать кадры лаконичнее, эстетичнее и проще для восприятия.


Еще один специфический нюанс: штатив незаменим при панорамной съемке. Ведь в момент съёмки панорамы, камера должна находиться строго в одном месте и поворачиваться вокруг нодальной точки. Этого можно добиться только при использовании штатива. А панорама — это каждый второй пейзаж. Их используют, к примеру, для расширения угла обзора. В этом материале тоже есть панорамы, с углом обзора вплоть до 270 градусов. Ни один сверхширик одним кадром так не снимет, а вот с помощью штатива и некоторой сноровки — легко!


Серия Manfrotto Befree


Серия штативов Manfrotto Befree разработана специально для путешественников. Они достаточно лёгкие при хорошей грузоподъёмности, а в транспортном состоянии занимают минимум места. В серии уже много моделей, каждый найдет подходящую для его стиля съёмки. Между прочим, все штативы Manfrotto Befree изготавливаются в Италии и на них действует 10-летняя гарантия. Еще один важный плюс Manfrotto: допустим вы в поездке сломали ногу штатива о скалы — случай негарантийный, но надо же что-то делать! Если бы у вас был штатив другой фирмы, его можно было бы на этом моменте либо выбросить, либо купить еще один на запчасти (знаю по опыту). Однако для Manfrotto есть возможность заказать любую деталь к вашему штативу через интернет по каталогу запчастей (он есть на официальной странице вашей модели).



Я остановился на “старшей” модели Manfrotto Befree GT XPRO Carbon. “GT”, видимо, расшифровывается как “Гран Туризмо” :). Этими буквами обозначаются штативы повышенной грузоподъёмности, рассчитанные на полнокадровые камеры с крупными объективами (мой случай: у меня Nikon D850 и здоровенная Sigma 14-24 F2.8 Art ).



Manfrotto Befree GT XPRO Carbon

Пробежимся по основным характеристикам Manfrotto Befree GT XPRO Carbon. Максимальная высота съёмки — 162см с выдвинутой центральной колонной. Этого достаточно, чтобы комфортно снимать человеку среднего роста. А вообще, штатив редко раздвигается на полную высоту — как правило, съёмка ведётся с менее высоких точек. Это продиктовано композицией. Если хочется взять на передний план что-то небольшое и интересное, придется приседать.



Manfrotto Befree GT XPRO — четырёхсекционный штатив. То есть, его ноги состоят из четырех колен. Четыре секции — это оптимум. Пятисекционники слишком хлипкие из-за большого количества сочленений, а трёхсекционники — слишком большие в сложенном состоянии. Длина героя обзора в сложенном состоянии — 43 см, это немного.



В транспортном положении ноги поворачиваются на 180 градусов. За счет этого, штатив получается короче. А голова штатива защищена ножками — не пострадает при перевозке.

В комплекте со штативом поставляются только резиновые наконечники ножек. Шипы можно приобрести отдельно. С другой стороны, резиновые наконечники вообще никак не будут вас ограничивать — с ними можно снимать любые сюжеты.



Фиксаторы ног — цанговые, выполненные по технологии “M-lock”. Такие замки на мой взгляд, значительно удобнее классических клипс. Это не гайки: крутить её три часа не придётся, достаточно сделать четверть оборота и замок открыт — можно раскладывать штатив. Цанговые крепления не ломаются на морозе, о них невозможно повредить ноготь или ущипнуть себя за палец. Если приловчиться, штатив ставится буквально за несколько секунд: хватаем рукой одновременно три крутилки и поворачиваем их разом.





Материал ног — карбон. Штативы из карбона дороже алюминиевых, но и выигрыш в весе заметный. К тому же, карбон лучше гасит мелкие вибрации, что делает штатив ещё стабильнее. Впрочем, у Befree GT XPRO есть и алюминиевая версия — она доступнее, но немного тяжелее. Вес карбоновой модели — 1,76 кг, а алюминиевой — 2 кг. И это с учетом головы. Да, бывают и более лёгкие штативы, но учитывая достойную высоту штатива, высокую грузоподъемность и стабильность, а также возможность наклона штанги, это отличный показатель! В моем арсенале он занял место “середняка” между сверхлёгким штативом и большой студийной моделью. Разумный компромисс между массой и возможностями.


Штатив комплектуется шаровой головой MH496-BH. Благодаря регулятору предварительного усилия, ее можно настроить таким образом, что фотоаппарат на ней, можно подвинуть, не трогая никакие ручки. Просто берём камеру, поворачиваем как нам нужно — усилие головки будет такое, что камера не будет падать, но приложив небольшую силу рук, ее можно поворачивать — удобно! Ход головки чёткий